Кризис трех лет
К трем годам у ребенка появляются свои собственные желания, не совпадающие с желаниями взрослого. В раннем возрасте (приблизительно от 8 месяцев до 2,5 лет) между желаниями ребенка и взрослых не было особых расхождений. Если ребенок хотел что-либо недозволенного, взрослые быстро переключали его внимание на другой привлекательный предмет. К трем годам (условно) желания ребенка становятся определенными и устойчивыми, что подтверждается настойчивым «Я хочу». Резко возросшее стремление к самостоятельности и независимости от взрослого приводит к существенным осложнениям в отношениях. Этот период получил название кризиса трех лет. Критическим этот возраст является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняется поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми. Взрослые зачастую не успевают перестраивать свое отношение к своему повзрослевшему ребенку, воспринимая его поведение, как необоснованные капризы, обращаясь с ним, как с крохой.
Л.С. Выготский описал основные симптомы, которые характерны для поведения ребенка в период кризиса трех лет.
- НЕГАТИВИЗМ – это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам и требованиям определенного взрослого. Ребенок не делает чего-то только потому, что его об этом попросил данный взрослый. Негативизм направлен не на содержание просьбы, а на взрослого. С остальными окружающими его людьми ребенок послушен и покладист. В этом случае взрослому, следует проанализировать характер взаимоотношений с малышом (возможно, взрослый слишком требователен к ребенку, строг, непоследователен). Иногда взрослые провоцируют вспышки негативизма (происходит, когда используется авторитарная модель воспитания).
- УПРЯМСТВО – ребенок долго настаивает на чем-либо только потому, что он так сказал, он так потребовал, а вовсе не потому, что ему очень этого хочется. Взрослые, которые находятся рядом с ребенком в такой момент, должны научить малыша, как можно поступить в этом случае, а не загонять его в угол своими требованиями. Лучше взрослому не вставать в позицию «кто кого». Это приведет только к усилению напряжения и, возможно, к истерике ребенка. Кроме того, ребенок может усвоить манеру поведения взрослого и будет действовать подобным образом в дальнейшем.
- СТРОПТИВОСТЬ – направлена не на человека, а против прежнего образа жизни, против тех правил, которые были в жизни ребенка до трех лет. Когда взрослые часто используют приказы и запреты, тогда ярко проявляется строптивость. Ребенок требует полной самостоятельности даже тогда, когда он не в силах справиться сам (Я все равно буду варить суп!). Возможно решить проблему следующими способами: отвлечь ребенка, уговорить, позволить действовать самостоятельно. Но если это действие опасно для жизни и здоровья малыша, взрослые могут твердо запретить ему делать самостоятельно что-либо (включать газ).
- ОБЕСЦЕНИВАНИЕ – ребенок начинает часто ссориться со всеми в доме, обесцениваются старые привязанности к вещам, к игрушкам, к людям. Кроме того, ребенок может начать употреблять бранные слова. Поэтому, если мы услышали от ребенка неприличные слова, прежде всего, необходимо спокойно, без лишних эмоций сказать ему, что так говорить НЕЛЬЗЯ. Вместо этих слов можно сказать вот так… И взрослый дает образец другого высказывания. Ведь иногда ребенок говорит что-то не так, как хочется нам, потому, что не умеет и не знает, как можно сказать по-другому. Не ругать и не угрожать ребенку наказанием.
- ДЕСПОТИЗМ – малыш пытается, во что бы то ни стало добиться, чтобы исполнялось любое его желание. Средства, которыми он будет пользоваться в этом случае, могут быть самыми разнообразными, в зависимости от «слабого» места взрослого.
- РЕВНОСТЬ – ребенок вынужден делить власть и внимание взрослого с кем-то еще. Ревность может проявляться открыто: дети часто дерутся, ссорятся, пытаются подчинить себе соперника, показать, что один из них лучше, «главнее». Чтобы подобного не произошло, надо обязательно в течение дня уделять внимание каждому из детей. Любой ребенок нуждается в том, чтобы взрослый в течение, пусть самого непродолжительного времени, «принадлежал» только ему одному.
- СВОЕВОЛИЕ – ребенок все хочет делать сам. Необходимо давать ребенку определенную свободу и возможность что-то делать самому. (Например, ребенок 2 лет 10 месяцев заявляет бабушке: «Я сам застегну пуговицы». Бабушка не вступает в конфликт, она берет игрушку и говорит: «Хорошо, а мишка тебе поможет». Пока ребенок отвлекался на игрушку, бабушка застегнула пуговицы).
Необходимо помнить: кризис трех лет свойственен нормальному развитию ребенка; не надо бороться с ребенком, надо проявлять гибкость, мягкость, уметь переключать ребенка, чтобы один из перечисленных признаков не стал чертой характера.
Четыре причины плохого поведения.
- Привлечение внимания взрослого (для ребенка даже лучше отрицательное внимание, чем совсем никакого).
- Борьба за власть – кто кого. Если взрослый встал на тропу войны, то он проиграл. У ребенка гораздо больший арсенал для войны с нами, взрослые связаны социальными нормами, не могут ударить, обозвать и т.д.
- Месть – ребенок сомневается в любви взрослого и поэтому совершает негативные поступки, т.е. мстит родителям за что-либо. Ребенок может закатывать истерики, ругаться, грубить, драться, начать воровать (вот тебе, пусть тебе будет за меня стыдно).
- Демонстрация собственной несостоятельности – ребенок отказывается что-либо делать (я не могу, я не буду, у меня все равно не получится). Проявляется в случае, когда к ребенку завышаются требования, что ведет к снижению самооценки ребенка, а впоследствии – возникновению комплексов.
-
|