(812) 985-15-37

Агентство по подбору домашнего персонала
Профи-Центр "Пятый Элемент"

Главная » Статьи » Статьи » Статьи

Смешанные специфические расстройства психомоторного развития

педагог-психолог
Татьяна Юрьевна Рыжкова

Смешанные специфические расстройства психомоторного развития. (ССРПР)

Смешанные специфические расстройства психомоторного развития встречаются в детском возрасте довольно часто. По данным отечественных и зарубежных авторов, она наблюдается у 16% детей. Причины задержки психического развития многообразны. Факторы риска возникновения у ребенка ССРПР условно можно разделить на две основные группы: биологические и социальные.

Биологические факторы

  • Медико-биологические – это ранние органические поражения центральной нервной системы. У большинства детей в анамнезе наблюдается отягощенный перинатальный период, связанный прежде всего с неблагополучным течением беременности и родов. К факторам риска внутриутробной патологии можно отнести слишком молодой или слишком пожилой возраст матери, отягощенность матери хроническим заболеванием.
  • Наследственные факторы – это врожденная наследственная неполноценность центральной нервной системы ребенка. В литературе подчеркивается преобладание мальчиков, что обуславливается следующим рядом причин:
  • более высокая уязвимость плода мужского пола по отношению к патологическим воздействиям в периоды беременности и родов;
  • относительно меньшей степенью функциональной межполушарной асимметрии у девочек по сравнению с мальчиками (у девочек больше компенсаторных возможностей).

Психосоциальные факторы:

  • нежеланная беременность;
  • одинокая мать или неполная семья;
  • наличие криминального окружения;
  • ранняя психическая и социальная депривация ребенка;
  • пролонгированные стрессовые ситуации, в которых находится ребенок.

 

Клинико-психологические характеристики детей различного генеза.

Церебрально-органический генез

Наиболее часто встречается в детском возрасте. Отличается большой выраженностью нарушений высших корковых функций и частой необходимостью принятия специальных психолого-педагогических мер. Причиной является органическое поражение ц.н.с. на ранних этапах онтогенеза.

Проявляется в однообразной игре, отсутствии творчества, слабом воображении. Игры по правилам у таких детей состоят из отдельных, мало связанных между собой фрагментов. Усложнение правил игры ведет к ее фактическому распаду.

При повышенном эйфорическом настроении преобладает импульсивность и психомоторная расторможенность. Характерна неспособность к волевому усилию. На занятиях дети непоседливы, не подчиняются общим требованиям дисциплины, дают обещание и тут же об этом забывают.

При пониженном настроении характерна склонность к робости, боязливости, страхам. С трудом привыкают к коллективу.

Уменьшен объем памяти и скорость запоминания.

Психогенная форма

Связана с неблагоприятными условиями воспитания ребенка. К ним относится ранняя психическая и социальная депривация, которая наблюдается у большинства безнадзорных детей и детей-сирот.

У детей возникают различные эмоциональные проблемы, деструктивное поведение, неадекватная самооценка.

На первом году жизни у детей резко снижена потребность в общении и само общение (однообразные голосовые реакции, слабые мимические реакции, позднее развитие социальной улыбки).

В возрасте 2-3 лет у детей наблюдается апатичность, безынициативность, эмоциональная невыразительность, пониженная любознательность, отставание в развитии речи. На фоне этого, впоследствии, развивается сниженная эмоциональность и отсутствие сопереживания по отношению к другим людям, повышенная конфликтность, агрессивность.

Не наблюдается грубых нарушений предпосылок интеллекта: внимание, память, работоспособность, зрительно-пространственные функции остаются относительно сохранными. Познавательную активность тормозит снижение мотивации к обучению.

Соматогенная форма

В случае ряда хронических заболеваний могут наблюдаться массивные интоксикации (при заболеваниях почек, печени) и явления гипоксии (легочные и сердечно-сосудистые заболевания). Ц.н.с. реагирует на интоксикацию или гипоксию явлением астении. Астения – это физическая и психическая слабость.

Детям требуется не только педагогическая помощь, но и систематическая медицинская помощь.

Наиболее типичные компоненты астении: раздражительность, слабость, расстройства сна, вегетативные нарушения.

Главным показателем астенического синдрома является нарушение работоспособности. Общее нарастающее утомление у ребенка отражается на значительном снижении познавательной активности.

Наблюдается выраженная эмоциональная незрелость, снижение способности к концентрации внимания, ограничение объема памяти.

С нарастанием степени тяжести заболевания у детей наблюдаются следующие особенности: неадекватные способы реагирования на конфликтную ситуацию, эгоцентризм, неуверенность в себе, робость, боязливость.

Конституциональная форма

Диагностируется у детей с проявлениями психического и психофизического инфантилизма. Инфантилизм означает «младенческий, детский». Под этим термином подразумевается отсталость развития, проявляющаяся сохранением во взрослом состоянии физического строения или черт характера, присущих детскому возрасту.

Причинами являются относительно легкие поражения головного мозга: инфекционные, токсические, включая травмы головного мозга и асфиксию плода.

Диагностируется в школьном и подростковом возрасте.

Своевременная помощь ребенку поможет избежать многих проблем. Специалисты Профи-Центра «Пятый Элемент» проводят диагностику и коррекционные занятия, оказывают психологическую помощь.

Доверьтесь профессионалам!

Оставить заявку на консультацию

Категория: Статьи | Добавил: Alexey (16.02.2009)
Просмотров: 9940 | Теги: психологическая характеристика, развитие детей | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]