(812) 985-15-37

Агентство по подбору домашнего персонала
Профи-Центр "Пятый Элемент"

Главная » Статьи » Статьи » Статьи

Агрессивность детей и подростков

Я. Чежина психолог-консультант,
кандидат психологических наук.

Агрессивность детей и подростков

Агрессия

  • Активное действие или решительные меры (н-р, неспровоцированное нападение), в особенности с намерением силой добиться господства или завладеть чем-либо.
  • Регулярное совершение неспровоцированных нападений или посягательств.
  • Враждебное, оскорбительное или деструктивное поведение, в особенности вызванное неудовлетворенностью.

Агрессивный

    • склонный к агрессии или практикующий ее
    • готовый сражаться, воинственный
    • характеризуемый неистовой , мощной энергией или инициативой, предприимчивый
    • характеризуемый назойливой энергичностью, самоуверенный. Синонимы: воинственный, самоуверенный, напористый.

 

Характеристика агрессивный подразумевает склонность к доминированию, часто с ущемлением прав других или при решительном и энергичном преследовании своих целей.

Виды агрессии:

Адаптивная агрессия, "адекватная", служит обеспечению целостности или выживания индивида, способствует адаптации к среде, оказывает помощь в конкурентной борьбе за желанные, но ограниченные ресурсы и/или в защите индивида либо группы в целях обеспечения физической невредимости и выживания без серьезных негативных последствий со стороны общества, исходя из его ценностей в данное историческое время..

Неадаптивная агрессия, "чрезмерная", «неадекватная», не выполняет функцию помощи в индивидуальном или групповом соперничестве за ресурсы или в обеспечении защиты в контексте правил данного общества, а также служит проявлением поврежденного внутреннего механизма, такого как нейропсихиатрическое (психоневрологическое) заболевание. Это агрессия, возникающая независимо от обычного, поддающегося определению, социального контекста; имеет место в отсутствие предшествующих ей социальных сигналов; несоизмерима с ее видимыми причинами по силе, частоте, продолжительности и/или жестокости; не завершается адекватным образом.

Реактивная агрессия (РА) – гневный, оборонительный ответ на угрозу. фрустрацию целенаправленного поведения или провокацию; значимо связана с неприятием со стороны сверстников

Проактивная агрессия (ПА) – сознательные, настойчивые действия, контролируемые внешними подкреплениями и используемые как средство достижения желанной цели; может благожелательно оцениваться сверстниками в том, что касается результата агрессивного поведения (особенно у мальчиков до 9 лет); коррелирует с социальным доминированием.


Инструментальная агрессия (ИА) – обеспечивает агрессору определенное вознаграждение или преимущество, которое не связано с дискомфортом жертвы.

Враждебная агрессия (ВА) – нацелена на причинение повреждения или боли жертве, практически без намерения со стороны агрессора получить какую-либо выгоду.

С возрастом (от дошкольного к мл. школьному) ИА уменьшалась, а ВА нарастала. Мальчики демонстрируют ВА чаще девочек. Дети старшего возраста в большей степени проявляют и ИА и ВА, чем дети младшего возраста; мальчики в целом более агрессивны, чем девочки.

Реляционная агрессия (РА) – связана с нанесением удара по дружеским отношениям другого ребенка или его чувству принадлежности к группе сверстников (н-р, исключение в гневе другой девочки из игровой группы, намеренное прекращение дружеских отношений с целью добиться бойкота другого ребенка, распространение слухов о ребенке, с тем, чтобы причинить ему боль, подстрекание подруг к косвенной мести сверстнице, вызвавшей гнев данной девочки, или распускание сплетен о сопернице). РА встречается чаще у девочек.

Аутоагрессия (АА) – агрессия, направленная человеком на самого себя, проявляется в нанесении себе телесных повреждений, увечий, а также формирует в характере человека черты неудачника, постоянно наказывающего себя, недовольного собой. АА развивается при тотальном блокировании всех путей разрядки агрессивных чувств вовне.

Адаптивная агрессия – совершенно нормальное и весьма частое поведение развивающихся детей (!).

Формы агрессивного поведения (АП) меняются с возрастом (см. табл.3)


Неблагоприятное будущее агрессивных детей:

  • проблемы поведения;
  • низкие учебные и трудовые достижения;
  • плохие межличностные отношения и социальные навыки;
  • негативные последствия для психического здоровья;
  • расстройства, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами;
  • негативные последствия для состояния здоровья в целом.

 

Основные принципы работы с детьми, проявляющими агрессивное поведение:

  • Признайте право ребенка испытывать разные чувства, в том числе гнев, раздражение, ярость, злость, несогласие , как бы это ни было трудно или неприятно.
  • Иногда допускайте мысль, что ребенку действительно есть за что сердиться на вас или какого-либо другого близкого человека.
  • Выслушайте ребенка, попросите его рассказать вам, что вызывает его недовольство, гнев, раздражение и пр. Слушайте, не перебивая и не критикуя
  • Помогите ребенку найти приемлемые формы выражения агрессивного поведения , объясняйте, чем отличаются допустимые формы выражения гнева, от неприемлемых (оскорбительных, опасных), особенно в отношении их последствий для самого ребенка и окружающих..
  • Учите и поощряйте ребенка делиться своими чувствами , проговаривать, называть неприятные чувства словами (например, «я ужасно сержусь, когда…», «меня бесит, что…»).
  • В семейной, дружеской обстановке используйте подвижные игры для разрядки агрессии (например, драться подушками, резиновыми мечами, играть в снежки, соревноваться, в домашних условиях - игра «Два медведя».
  • Используйте все свое терпение, творчество и воображение для поиска разнообразных путей выражения накопившегося гнева , недовольства ребенка (рисование, лепка: слепить что-либо, а потом с удовольствием это смять, игра с водой и песком, сюжетно-ролевые игры, дартс и т.д.).
  • Если у маленького ребенка начался припадок ярости, старайтесь сохранить самообладание и оставайтесь рядом с ним, обеспечивая его безопасность . Не прерывайте разрядку агрессии (если ребенок не наносит вреда себе или окружающим), отслеживая сигналы ребенка, предложите ему утешение, возьмите на руки, обнимите. По окончании разрядки как можно скорее восстановите теплый контакт с ребенком и спокойно поговорите о том, что привело к такой бурной реакции, и предложите альтернативные формы реагирования. Избегайте критических и насмешливых замечаний типа «ну, ты рева-корова!» или «какой же ты парень – сопли распустил!» и т.п.
  • Следите за собственным эмоциональным состоянием, найдите собственные хорошо «работающие», приемлемые способы разрядки гнева, раздражения, старайтесь не допускать чрезмерного накопления агрессивных чувств.

 

Литература:

  • Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме, - прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
  • Берковиц Л. Агрессия. – СПб., ПИТЕР, 2003.
  • Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия – СПб., ПИТЕР, 1997.
  • Кволс К.Дж. Переориентация поведения детей. – СПб., 2000.
  • Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. – СПб., прайм-ЕВРОЗНАК, 2005.
  • Кун Д. Основы психологии:Все тайны поведения человека. – СПб., прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
  • Лоренц К. Агрессия: так называемое зло. – М., 1973.
  • Паренс Г. Агрессия наших детей – М., Форум, 1997.
  • Романов А. Направленная игротерапия агрессивности у детей. – М., 2001.
  • Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя. – СПб., прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
Категория: Статьи | Добавил: Alexey (03.02.2009)
Просмотров: 7683 | Теги: детская психология, дети, детская агрессия | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]