Я. Чежина психолог-консультант,
кандидат психологических наук.
Агрессивность детей и подростков
Агрессия
Активное действие или решительные меры (н-р, неспровоцированное нападение), в особенности с намерением силой добиться господства или завладеть чем-либо.
Регулярное совершение неспровоцированных нападений или посягательств.
Враждебное, оскорбительное или деструктивное поведение, в особенности вызванное неудовлетворенностью.
Агрессивный
склонный к агрессии или практикующий ее
готовый сражаться, воинственный
характеризуемый неистовой , мощной энергией или инициативой, предприимчивый
Характеристика агрессивный подразумевает склонность к доминированию, часто с ущемлением прав других или при решительном и энергичном преследовании своих целей.
Виды агрессии:
Адаптивная агрессия, "адекватная", служит обеспечению целостности или выживания индивида, способствует адаптации к среде, оказывает помощь в конкурентной борьбе за желанные, но ограниченные ресурсы и/или в защите индивида либо группы в целях обеспечения физической невредимости и выживания без серьезных негативных последствий со стороны общества, исходя из его ценностей в данное историческое время..
Неадаптивная агрессия, "чрезмерная", «неадекватная», не выполняет функцию помощи в индивидуальном или групповом соперничестве за ресурсы или в обеспечении защиты в контексте правил данного общества, а также служит проявлением поврежденного внутреннего механизма, такого как нейропсихиатрическое (психоневрологическое) заболевание. Это агрессия, возникающая независимо от обычного, поддающегося определению, социального контекста; имеет место в отсутствие предшествующих ей социальных сигналов; несоизмерима с ее видимыми причинами по силе, частоте, продолжительности и/или жестокости; не завершается адекватным образом.
Реактивная агрессия (РА) – гневный, оборонительный ответ на угрозу. фрустрацию целенаправленного поведения или провокацию; значимо связана с неприятием со стороны сверстников
Проактивная агрессия (ПА) – сознательные, настойчивые действия, контролируемые внешними подкреплениями и используемые как средство достижения желанной цели; может благожелательно оцениваться сверстниками в том, что касается результата агрессивного поведения (особенно у мальчиков до 9 лет); коррелирует с социальным доминированием.
Таблица 1. Поведение детей с РА и ПА
Реактивная агрессия
Проактивная агрессия
1. Когда этого ребенка дразнят или ему угрожают, он легко впадает в гнев и совершает ответное нападение.
1. Этот ребенок подстрекает других детей объединиться против сверстника, который ему не нравится.
2. Этот ребенок всегда утверждает, что в ссоре или драке виноваты другие дети, и считает, что они инициируют неприятности.
2. Этот ребенок использует физическую силу (или угрожает ее использовать), с тем, чтобы доминировать над другими детьми.
3. Когда какой-то сверстник случайно причиняет боль этому ребенку (н-р, наталкивается на него), он предполагает, что сверстник сделал это намеренно, и затем чрезмерно сердито реагирует или затевает драку.
3. Этот ребенок угрожает другим или запугивает их с тем, чтобы добиться своей цели.
Таблица 2. Обработка социальной информации при РА и ПА
Стадии когнитивной обработки (в ответ на соц. сигнал)
Искажение и недостатки обработки социальной информации.
Реактивная агрессия
Проактивная агрессия
1. Кодирование
Неспособность направить внимание на релевантные или альтернативные соц. сигналы; чрезмерная бдительность в ожидании враждебных сигналов
чаще
реже
2. Интерпретация
Неправильная интерпретация враждебности намерения другого человека/враждебное атрибутивное искажение при малозначительных соц. сигналах
чаще
реже
3. Прояснение цели
4. Выбор доступной реакции
Репертуар реакций ограничен агрессивными стратегиями решения проблем
чаще
Реже
5. Оценка реакции
Ожидание позитивных результатов от агрессивного поведения/ самооценка
реже
Чаще
6. Поведенческая реализация
Легко реагировать агрессией на других
чаще
чаще
Инструментальная агрессия (ИА) – обеспечивает агрессору определенное вознаграждение или преимущество, которое не связано с дискомфортом жертвы.
Враждебная агрессия (ВА) – нацелена на причинение повреждения или боли жертве, практически без намерения со стороны агрессора получить какую-либо выгоду.
С возрастом (от дошкольного к мл. школьному) ИА уменьшалась, а ВА нарастала. Мальчики демонстрируют ВА чаще девочек. Дети старшего возраста в большей степени проявляют и ИА и ВА, чем дети младшего возраста; мальчики в целом более агрессивны, чем девочки.
Реляционная агрессия (РА) – связана с нанесением удара по дружеским отношениям другого ребенка или его чувству принадлежности к группе сверстников (н-р, исключение в гневе другой девочки из игровой группы, намеренное прекращение дружеских отношений с целью добиться бойкота другого ребенка, распространение слухов о ребенке, с тем, чтобы причинить ему боль, подстрекание подруг к косвенной мести сверстнице, вызвавшей гнев данной девочки, или распускание сплетен о сопернице). РА встречается чаще у девочек.
Аутоагрессия (АА) – агрессия, направленная человеком на самого себя, проявляется в нанесении себе телесных повреждений, увечий, а также формирует в характере человека черты неудачника, постоянно наказывающего себя, недовольного собой. АА развивается при тотальном блокировании всех путей разрядки агрессивных чувств вовне.
Адаптивная агрессия – совершенно нормальное и весьма частое поведение развивающихся детей (!).
Формы агрессивного поведения (АП) меняются с возрастом (см. табл.3)
Таблица 3. Формы АП в разных возрастах.
Воз-раст
Цель АП
Пусковые мех-мы
Особенности АП
4-6 лет
Инструментальная (ИА)
Конфликты за единоличное владение предметами
Намерение отвоевать у других какой-либо предмет, территорию или привилегии.
6-7 лет
Личностно-ориентированная (ЛОА) ("враждебная")
Намерение отплатить др. ребенку за препятствие целенаправленной деятельности, обиду или др.действия, угрожающие самооценке. Снижение инструментального АП
Младший школьный возраст
Личностно-ориентированная ("враждебная")
Обиды и негативные соц. сравнения (насмешки, сплетни, критика)
Снижение инструменталь- ного АП, а также ИА и ЛОА в целом: расширяются коммуникативные навыки по мере того, как дети начинают направлять агрессивные импульсы в русло более соц. приемлемой активности (спорт, обществ. работа, учеба)
Отрочество
Скрытая
Социальные угрозы
Уровень открытой агрессии имеет тенденцию к снижению, на смену ей приходит скрытая агрессия, когда человек нарушает правила, не говорит правду, мошенничает, ворует
Юнош.возр.
Скрытая
Социальные угрозы
Конфликт за установление или сохранение социального доминирования.
Неблагоприятное будущее агрессивных детей:
проблемы поведения;
низкие учебные и трудовые достижения;
плохие межличностные отношения и социальные навыки;
негативные последствия для психического здоровья;
расстройства, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами;
негативные последствия для состояния здоровья в целом.
Основные принципы работы с детьми, проявляющими агрессивное поведение:
Признайте право ребенка испытывать разные чувства, в том числе гнев, раздражение, ярость, злость, несогласие , как бы это ни было трудно или неприятно.
Иногда допускайте мысль, что ребенку действительно есть за что сердиться на вас или какого-либо другого близкого человека.
Выслушайте ребенка, попросите его рассказать вам, что вызывает его недовольство, гнев, раздражение и пр. Слушайте, не перебивая и не критикуя
Помогите ребенку найти приемлемые формы выражения агрессивного поведения , объясняйте, чем отличаются допустимые формы выражения гнева, от неприемлемых (оскорбительных, опасных), особенно в отношении их последствий для самого ребенка и окружающих..
Учите и поощряйте ребенка делиться своими чувствами , проговаривать, называть неприятные чувства словами (например, «я ужасно сержусь, когда…», «меня бесит, что…»).
В семейной, дружеской обстановке используйте подвижные игры для разрядки агрессии (например, драться подушками, резиновыми мечами, играть в снежки, соревноваться, в домашних условиях - игра «Два медведя».
Используйте все свое терпение, творчество и воображение для поиска разнообразных путей выражения накопившегося гнева , недовольства ребенка (рисование, лепка: слепить что-либо, а потом с удовольствием это смять, игра с водой и песком, сюжетно-ролевые игры, дартс и т.д.).
Если у маленького ребенка начался припадок ярости, старайтесь сохранить самообладание и оставайтесь рядом с ним, обеспечивая его безопасность . Не прерывайте разрядку агрессии (если ребенок не наносит вреда себе или окружающим), отслеживая сигналы ребенка, предложите ему утешение, возьмите на руки, обнимите. По окончании разрядки как можно скорее восстановите теплый контакт с ребенком и спокойно поговорите о том, что привело к такой бурной реакции, и предложите альтернативные формы реагирования. Избегайте критических и насмешливых замечаний типа «ну, ты рева-корова!» или «какой же ты парень – сопли распустил!» и т.п.
Следите за собственным эмоциональным состоянием, найдите собственные хорошо «работающие», приемлемые способы разрядки гнева, раздражения, старайтесь не допускать чрезмерного накопления агрессивных чувств.
Литература:
Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме, - прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
Берковиц Л. Агрессия. – СПб., ПИТЕР, 2003.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия – СПб., ПИТЕР, 1997.
Кволс К.Дж. Переориентация поведения детей. – СПб., 2000.
Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. – СПб., прайм-ЕВРОЗНАК, 2005.
Кун Д. Основы психологии:Все тайны поведения человека. – СПб., прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
Лоренц К. Агрессия: так называемое зло. – М., 1973.
Паренс Г. Агрессия наших детей – М., Форум, 1997.
Романов А. Направленная игротерапия агрессивности у детей. – М., 2001.
Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя. – СПб., прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.