(812) 985-15-37

Агентство по подбору домашнего персонала
Профи-Центр "Пятый Элемент"

Главная » Статьи » Статьи » Статьи

Особенности развития предметно-практических действий у детей первого года жизни

Педагог-психолог Т.Ю.Рыжкова

Особенности развития предметно-практических действий у детей первого года жизни.

Р.Я. Абрамович-Лехтман провела специальные исследования, направленные на выявление этапов формирования.

  • Этап преддействия – начинается у младенцев уже в 2,5 месяца. Ребенок выполняет направленные действия с предметами: водит руками по одеялу, захватывает одной рукой кисть другой руки и т.п.
  • Этап результативных действий – начинается у ребенка с 4 месяцев. Ребенок осваивает хватательные движения, после чего ему становятся доступными многообразные предметные действия: притягивание, постукивание, толкание, выпускание из рук и многие другие.
  • Этап соотносящих действий – после 7 месяцев ребенок может действовать с двумя предметами одновременно: ему доступны всовывания, вкладывание, вынимание, нанизывание колец и т.д.
  • Этап функциональных действий – к концу первого года жизни. Ребенка можно научить функциональным действиям, он будет действовать по подражанию: мешать ложкой в чашке, качать куклу, кормить куклу и т.д.

Предметные действия являются важной формой активного познания ребенком окружающего мира и основой формирования сенсорно- перцептивных процессов.

Критерии задержки психического развития у детей первого года жизни.

  • Задержка в формировании двигательных функций, что проявляется в замедленном угасании некоторых безусловных рефлексов;
  • Замедленное и часто непоследовательное формирование локомоторных функций, таких как удержание головы, переворот туловища, сидение, вставание, ползание, ходьба;
  • Более позднее развитие фиксации взгляда, обнаруживающееся в трудностях слежения за предметами;
  • Недоразвитие зрительно-моторной координации, то есть позднее развитие сенсомоторных связей;
  • Снижение познавательной активности;
  • Незрелость эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в позднем появлении улыбки и комплекса оживления;
  • Снижение речевой активности.

Психическое развитие детей второго года жизни.

У ребенка второго года жизни продолжается интенсивное развитие психической сферы, хотя и несколько медленнее, чем на первом году жизни. Увеличивается длительность бодрствования до 4-5 часов, совершенствуется ходьба и другие моторные навыки. Основным видом деятельности ребенка является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов. Продолжается его сенсорное развитие.

Второй год жизни является важным этапом для формирования различных бытовых навыков. Это сенситивный период для развития речи: до 1,5 лет развивается функция понимания речи, а далее – до 2 лет - идет увеличение словарного запаса и активной речи.

Развивается подражательная игра

Но по-прежнему велика потребность у ребенка в общении с взрослым. Его эмоциональное состояние, активность, его развитие находятся в прямой зависимости от того, часто ли играют, разговаривают с ним взрослые.

Критерии задержки психического развития у детей второго года жизни.

  • Наблюдается задержка в развитии локомоторных функций. Ребенок начинает ходить на 1-3 месяца позже;
  • Наблюдается снижение ориентировочно-исследовательской реакции, нарушение внимания, когда ребенок не может длительно сосредоточиться на предмете;
  • В поведении наблюдается отсутствие или недостаточность подражания взрослым;
  • Игровая деятельность отличается некоторой стереотипностью, вялостью, отмечаются примитивные манипуляции;
  • Обнаруживаются выраженные затруднения в приобретении навыков опрятности и самообслуживания;
  • Отмечается запаздывание появления первых слов, недопонимание обращенной речи;
  • Наблюдается избыточное качание всего тела (бессмысленные раскачивания);
  • Возможно частое раздражение, трудно поддающееся успокоению;
  • Возможно нарушение сна и бодрствования.

Наблюдаемая дисфункция созревания двигательных и общих психических функций связана с незрелостью нервной системы.

Критерии задержки психического развития у детей третьего года жизни.

  • Недоразвитие речевых функций – отсутствие фразовой речи, ограничение словарного запаса, неправильное произношение, трудности речевого подражания, ребенок испытывает трудности называния предметных картинок, хотя может их показать.
  • Недоразвитие навыков самообслуживания – неопрятность, трудности при одевании и раздевании, возможен неаккуратный прием пищи.
  • Недоразвитие познавательных процессов – ребенок испытывает трудности понимания инструкции и трудности самоконтроля своих действий. Объем памяти снижен. Повышенная утомляемость и отвлекаемость.
  • Недоразвитие игровой деятельности – игра отличается примитивностью, однообразием сюжета, наблюдается замедленный темп ее развития. Выраженная избирательная активность (предпочтение любимой игре).
  • Несформированность возрастных форм поведения – в связи с недоразвитием речи возможны трудности усвоения слов: здравствуйте, до свидания, пожалуйста, спасибо.
  • Моторные функции могут оставаться незрелыми – ребенок затрудняется перешагивать через препятствия, не сформировано умение двигаться приставным шагом, трудности с освоением велосипеда.

В процессе наблюдений за ребенком педагогу необходимо фиксировать следующие особенности поведения ребенка:

  • Как ребенок играет, часто ли отвлекается?
  • Наблюдается ли у ребенка страх при появлении новых предметов в группе?
  • Как ребенок реагирует на похвалу и поощрение?
  • Проявляет ли ребенок избыточную активность в виде двигательной расторможенности, суетливости?
  • Какова речевая активность ребенка?
  • Проявляет ли ребенок аффективные реакции (часто плачет, смеется без причины, совершает разрушительные действия, дерется и т.д.)
  • Как ребенок реагирует на замечание?
Категория: Статьи | Добавил: Alexey (29.01.2009) | Автор: Алексей
Просмотров: 17172 | Теги: развитие детей, детская психология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]