Особенности развития предметно-практических действий у детей первого года жизни.
Р.Я. Абрамович-Лехтман провела специальные исследования, направленные на выявление этапов формирования.
- Этап преддействия – начинается у младенцев уже в 2,5 месяца. Ребенок выполняет направленные действия с предметами: водит руками по одеялу, захватывает одной рукой кисть другой руки и т.п.
- Этап результативных действий – начинается у ребенка с 4 месяцев. Ребенок осваивает хватательные движения, после чего ему становятся доступными многообразные предметные действия: притягивание, постукивание, толкание, выпускание из рук и многие другие.
- Этап соотносящих действий – после 7 месяцев ребенок может действовать с двумя предметами одновременно: ему доступны всовывания, вкладывание, вынимание, нанизывание колец и т.д.
- Этап функциональных действий – к концу первого года жизни. Ребенка можно научить функциональным действиям, он будет действовать по подражанию: мешать ложкой в чашке, качать куклу, кормить куклу и т.д.
Предметные действия являются важной формой активного познания ребенком окружающего мира и основой формирования сенсорно- перцептивных процессов.
Критерии задержки психического развития у детей первого года жизни.
- Задержка в формировании двигательных функций, что проявляется в замедленном угасании некоторых безусловных рефлексов;
- Замедленное и часто непоследовательное формирование локомоторных функций, таких как удержание головы, переворот туловища, сидение, вставание, ползание, ходьба;
- Более позднее развитие фиксации взгляда, обнаруживающееся в трудностях слежения за предметами;
- Недоразвитие зрительно-моторной координации, то есть позднее развитие сенсомоторных связей;
- Снижение познавательной активности;
- Незрелость эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в позднем появлении улыбки и комплекса оживления;
- Снижение речевой активности.
Психическое развитие детей второго года жизни.
У ребенка второго года жизни продолжается интенсивное развитие психической сферы, хотя и несколько медленнее, чем на первом году жизни. Увеличивается длительность бодрствования до 4-5 часов, совершенствуется ходьба и другие моторные навыки. Основным видом деятельности ребенка является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов. Продолжается его сенсорное развитие.
Второй год жизни является важным этапом для формирования различных бытовых навыков. Это сенситивный период для развития речи: до 1,5 лет развивается функция понимания речи, а далее – до 2 лет - идет увеличение словарного запаса и активной речи.
Развивается подражательная игра
Но по-прежнему велика потребность у ребенка в общении с взрослым. Его эмоциональное состояние, активность, его развитие находятся в прямой зависимости от того, часто ли играют, разговаривают с ним взрослые.
Критерии задержки психического развития у детей второго года жизни.
- Наблюдается задержка в развитии локомоторных функций. Ребенок начинает ходить на 1-3 месяца позже;
- Наблюдается снижение ориентировочно-исследовательской реакции, нарушение внимания, когда ребенок не может длительно сосредоточиться на предмете;
- В поведении наблюдается отсутствие или недостаточность подражания взрослым;
- Игровая деятельность отличается некоторой стереотипностью, вялостью, отмечаются примитивные манипуляции;
- Обнаруживаются выраженные затруднения в приобретении навыков опрятности и самообслуживания;
- Отмечается запаздывание появления первых слов, недопонимание обращенной речи;
- Наблюдается избыточное качание всего тела (бессмысленные раскачивания);
- Возможно частое раздражение, трудно поддающееся успокоению;
- Возможно нарушение сна и бодрствования.
Наблюдаемая дисфункция созревания двигательных и общих психических функций связана с незрелостью нервной системы.
Критерии задержки психического развития у детей третьего года жизни.
- Недоразвитие речевых функций – отсутствие фразовой речи, ограничение словарного запаса, неправильное произношение, трудности речевого подражания, ребенок испытывает трудности называния предметных картинок, хотя может их показать.
- Недоразвитие навыков самообслуживания – неопрятность, трудности при одевании и раздевании, возможен неаккуратный прием пищи.
- Недоразвитие познавательных процессов – ребенок испытывает трудности понимания инструкции и трудности самоконтроля своих действий. Объем памяти снижен. Повышенная утомляемость и отвлекаемость.
- Недоразвитие игровой деятельности – игра отличается примитивностью, однообразием сюжета, наблюдается замедленный темп ее развития. Выраженная избирательная активность (предпочтение любимой игре).
- Несформированность возрастных форм поведения – в связи с недоразвитием речи возможны трудности усвоения слов: здравствуйте, до свидания, пожалуйста, спасибо.
- Моторные функции могут оставаться незрелыми – ребенок затрудняется перешагивать через препятствия, не сформировано умение двигаться приставным шагом, трудности с освоением велосипеда.
В процессе наблюдений за ребенком педагогу необходимо фиксировать следующие особенности поведения ребенка:
- Как ребенок играет, часто ли отвлекается?
- Наблюдается ли у ребенка страх при появлении новых предметов в группе?
- Как ребенок реагирует на похвалу и поощрение?
- Проявляет ли ребенок избыточную активность в виде двигательной расторможенности, суетливости?
- Какова речевая активность ребенка?
- Проявляет ли ребенок аффективные реакции (часто плачет, смеется без причины, совершает разрушительные действия, дерется и т.д.)
- Как ребенок реагирует на замечание?
|