(812) 985-15-37

Агентство по подбору домашнего персонала
Профи-Центр "Пятый Элемент"

Главная » Статьи » Статьи » Статьи

ПЕСОЧНЫЙ МИР, ПЕСОЧНЫЕ ДЕЛА…

Сучкова Наталья Олеговна

 

Песочный мир, песочные дела…

Элементы песочной терапии в процессе взаимодействия с маленьким ребенком.

 

Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов естественной творческой активности. Игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей [Зинкевич-Евстигнеева, 2001]. Данное направление с детьми может включать в себя пересыпание песка, создание хаотичных композиций из песка и предметов или создание своего песочного мира. В работе с детьми важно, чтобы емкости для песочной терапии не протекали, поскольку дети часто создают эффект аквариума, для них важно ощущение грязи, поэтому деревянные емкости подчас нецелесообразны [Зинкевич-Евстигнеева, 2005]. Для этих целей используются тазики разных форм (прямоугольные, квадратные, круглые) либо большие ванночки, которые обычно используются для мытья ребенка.

Оснащение

  • Чистый просеянный песок (прокалить в духовке). Может быть сухой или влажный;
  • Игровой материал: формочки, лопатки, миниатюрные игрушки, здания, бросовый материал (пуговицы, камешки, ракушки, веточки) и т.п.;
  • Различные емкости для песка.

Нередко емкости, используемые в ходе арт-терапевтических занятий, несут для ребенка определенную смысловую нагрузку и вызывают соответствующие эмоциональные реакции. Так, "ванночка" может ассоциироваться с телесным и эмоциональным контактом ребенка с родителем. Для ребенка это особенно важно, так как в процессе творческой деятельности подобная емкость с песком дает ему дополнительное чувство защиты и теплоты - те чувства, которые изначально несет в себе ванночка.

Кроме того, может проводиться работа с песком на расстеленной клеенке прямоугольной формы, образующей пространство без фиксированных границ. Детям, необходимо ощущение бесконечности, безграничности. Кроме того, в данном случае ребенок сам находится в пространстве игры, той вымышленной реальности, которую он сам создает: сидит на клеенке, ходит по ней. Таким образом, есть более явная принадлежность к событиям, отражаемым ребенком. На сессиях с применением элементов песочной терапии ребенку предлагается выбор тех условий, в которых он хочет работать. Предоставление выбора также является немаловажным для развития личности маленького ребенка, для осознания им своей значимости.

СЕМЬЯ В ПЕСОЧНИЦЕ

В семье можно проводить индивидуальные или групповые (когда к малышу приходят гости) занятия с ребенком. Подключение в игру на песке мамы, папы, бабушки, дедушки может наполнить минуты игры особым счастьем, что поспособствует сплочению семьи, пониманию взаимоотношений и сделает минуты общения особенно искренними. Ребенок будет благодарен вам за проявленный интерес.

Лучше всего играть с песком там, где есть доступ к воде и в конце занятия можно с легкостью привести помещение в порядок, например, ванная комната или кухня. Безусловно, на момент игры обычные мероприятия в данных помещениях проводиться не должны. Все должно быть сосредоточено на ребенке. На полу надо расстелить клеенку, приготовить все необходимое для проведения песочной терапии.

ПЕСОЧНЫЙ САДИК

Проводить занятия в детском саду можно индивидуально или в группах. Оптимальный вариант для групповых занятий - это 3 человека. При увеличении количества детей, в целях обеспечения безопасности малышей необходимо увеличить количество взрослых помощников. Место проведения должно быть тщательно подготовлено к занятию, чтобы во время игры с песком, ребенка ничего не отвлекало, рядом не было мягких игрушек и большого количества мебели. Ребенку необходимо предоставить ощущение свободного пространства. Лучше всего расположиться на полу, но при этом необходимо следить, чтобы не было сквозняков.

Что можно делать с песком? 

  1. Рисовать на песке дыханием через трубочку для коктейля,
  2. Рисовать на мокром песке тонким предметом,
  3. Осуществлять работу с помощью рук (посыпание, пересыпание из руки на руку или из емкости в емкость)
  4. Искать игрушки, спрятанные в песке.
  5. Создавать на песке композиции, используя различные игрушки, иллюстрировать свои истории, разыгрывать уже известные сказки, менять сюжет, в соответствии со своим настроением или беспокоящей проблемой.

Поведение взрослого.

Взрослый должен уделять внимание каждому ребенку. Проявлять доброжелательность, принимать малыша таким, какой он есть, не навязывая ребенку своих идей и стереотипных форм поведения . Взрослый должен быть человеком, очень корректно стимулирующим игру. Его задача – знакомить малыша с материалом, вовремя задавать уточняющие вопросы и помогать в ситуации, когда у ребенка возникают трудности или паузы в игре, подключая новых персонажей, игрушки, включая музыку. Новые стимулы могут оживить в ребенке новые желания, чувства, иначе развить сказочную линию. Пустить игру в новое русло…

Когда ребенок освоится, то сам решит каким образом продолжать взаимодействие с песком и окружающим его миром. Ребенок может работать молча, не обращая особого внимания на взрослого или только смотреть, как играет взрослый. Это не должно смущать. Ребенок имеет полное право вести себя так, как считает нужным. На следующих занятиях малыш включиться в игру.

Ребенок является автором идеи игры в песок, сам контролирует ход игры. Подобная самостоятельность отличный способ повысить самооценку малыша, развить его воображение. В случае, когда ребенок проявляет агрессию, взрослый может активно включиться в игру, также стать разрушителем и злодеем. Необходимо стараться, чтобы при сочинении песочной истории, ее финал нес в себе позитивные моменты, вселяющие в ребенка уверенность в своих силах. Если малыш хочет, плохого конца сказки, настаивает на разрушении, необходимо позволить ему побыть в этом негативе. Но на следующих сессиях плавно подводить к позитивному финалу. При этом необходимо задуматься о причинах подобного развития сюжета. В процессе песочных манипуляции ребенок не только стимулирует тактильную сферу, развивает воображение, но и отыгрывает переживания и страхи, переносит свои чувства на песочную картину. Это должно быть явным звоночком для родителей.

Что случилось с героем, как ему помочь? Что будет дальше?

Как дети взаимодействовали между собой и взрослым: конфликтовали, боролись за территорию, толкались, ругались или сомневались, выбирая игрушки. Проявляли активность или были пассивны? Как создавались песочные работы: было противостояние, сотрудничество или параллельная игра. Все это может открыть вам новую грань понимания маленького ребенка. Станьте ближе к малышу, который очень нуждается в вашей любви и поддержке!

"Мир из песка"

Цель : Познание внутреннего мира ребенка , тактильная стимуляция.

Материалы : Пленка, песок, игрушки для песочной терапии.

Инструкция : Попросить ребенка ознакомиться с материалом, порисовать на песке или что-нибудь из него построить, сочинить историю для игрушечных персонажей, живущих в песочном мире.

"Sandex"

(автор художественной техники И. Быкова-Голдовская) [http://bykova.wedro.org]

Цель: Свободное самовыражение, тактильная стимуляция, снятие напряжения.

Материалы: Песок, клей ПВА, палочка, бумага.

Инструкция: Попросить ребенка нарисовать все, что он захочет смесью песка и клея.

В статье использованы материалы книг:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2005. 340 с.
  2. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту.-СПб.:Речь,2006.-176 с.
  3. Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей.-СПб.:Речь;М.:Сфера,2008.-112 с.
Категория: Статьи | Добавил: Alexey (16.11.2008)
Просмотров: 10271 | Теги: пескотерапия, ранний возраст, развитие детей | Рейтинг: 1.9/14
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]