Грани АРТ-Терапии
Арт-терапия (терапия искусством) - один из методов психологической работы,использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Это забота о душе с помощью искусства, забота об эмоциональном самочувствии и психологическом комфорте личности.
Арт-терапия включает в себя огромное количество психокоррекционных методик, которые принадлежат к различным видам искусства и дифференцируются в зависимости от лечебного, коррекционного и психопрофилактического воздействия на человека.
На сегодняшний день зарубежными и отечественными специалистами накоплен богатый опыт использования арт-терапии в работе с детьми, в том числе, дошкольного возраста. Надо сказать, что и зобразительная деятельность очень интересна для ребенка дошкольника, а широкий спектр арт-терапевтических методик дает возможность раскрыться каждому ребенку. Ребенок в силу отсутствия четких умений и богатого жизненного опыта не может использовать все грани арт-терапевтического процесса, но, взаимодействуя со специалистом, ребенок совершает манипуляции с различными материалами, раскрывает творческий потенциал, получая, разностороннее развитие.
В работе с детьми используются элементы изотерапии, игровой, песочной и сказкотерапии. Подобная интеграция оказывает наибольший эффект на процесс психологической заботы о личности ребенка.
Период раннего, младшего и среднего дошкольного детства насыщен различными формами обучения. Взрослые, во что бы то ни стало, хотят вложить в ребенка как можно больше информации, сформировать умения и навыки. И этот процесс, безусловно, очень важен, но также необходимым элементом развития ребенка является возможность свободно проявлять себя в разных видах игровой деятельности, которые, в частности, органично присутствуют в изобразительном творчестве. Не случайно, многие терапевтические и развивающие эффекты занятий маленьких детей с арт-терапевтом обусловлены разными способами взаимодействия ребенка с изобразительными материалами, в том числе, не приводящие к созданию сколь-либо оформленной продукции. Такое взаимодействие оказывает стимулирующее воздействие, развивает способность к проявлению инициативы и самостоятельности, концентрации внимания, дает выход аффектам . Другим важнейшим фактором положительного воздействия арт-терапии на детей данной возрастной группы являются терапевтические отношения, благодаря которым ребенок может ощутить чувство безопасности и начать выражать себя более смело, развить коммуникативные способности и получить ценнейший опыт принятия и поддержки.
Развитие ощущений и восприятия тесно связано с общим уровнем умственного развития ребенка с овладением речью. Эмоциональная сфера ребенка раннего возраста является важнейшей в системе психических свойств. Детям раннего возраста свойственна непосредственность, импульсивность поведения, они действуют под влиянием чувств и желаний, которые важны в данный момент. Развитие эмоциональной сферы ребенка, богатство и разнообразие возникающих у него чувств по отношению к окружающим людям является существенной предпосылкой для формирования личности.
Особенно важным моментом развития маленького ребенка является возникновение стремления к самостоятельности. Ребенок может удовлетворить данную потребность в ходе арт-терапевтических занятиях, осуществляя самостоятельный выбор, создавая рисунки и реализуя себя в игре на основе собственных предпочтений. Таким образом, в процессе арт-терапии задачи развития разных психических функций и коррекции имеющихся у ребенка нарушений решаются параллельно и в тесной связи друг с другом.
Необходимо отметить, что эффективность арт-терапевтических сессий зависит от уровня профессионализма арт-терапевта , основанного на специализированном образовании и достаточном опыте профессиональной деятельности. Но так же надо сказать, что родителями так же может осуществляться эмоциональная поддержка своего ребенка, снятие психологического напряжения за счет использования арт-методов, рекомендованных специалистом. Во многих случаях изобразительная деятельность ребенка выступает важнейшим инструментом коммуникации, позволяя ему восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения с внешним миром.
"Профи-Центр Пятый Элемент" предоставляет возможность ознакомиться с гранями применения арт-терапии в работе с детьми и взрослыми.
Темы возможных консультаций:
Детские страхи; | |
Возрастные кризисы; | |
Коррекция нарушения психоэмоциональной связи в системе "мать - ребенок" (в арт-терапевтичеком процессе принимают участие ребенок и взрослый); | |
Формирование эмоционального союза в отношениях "ребенок- другой член семьи". |
ART (англ.)- искусство
Therapeia (греч.) - забота, уход понимается, как:
1 | избавление от чего-либо; |
---|---|
2 | "Социально-психологическое врачевание" - избавление от стереотипов поведения и повышение адаптационных способностей личности средствами спонтанной художественной деятельности. |