Татьяна Никонова
психолог, семейный терапевт
Наши секреты... или что умеют наши специалисты
Наш с Вами разговор, дорогие родители и будущие няни, и гувернеры , пойдет об одном из тех методов, которым обучаются наши специалисты. Это непростой метод, а… сказочный. Каждый из вас слушал, а потом и читал в детстве сказки. Когда мы вырастаем, чтение сказок кажется нам чем-то несерьезным, нереальным, смешным занятием. Но так ли нереальны сказки? Настоящий смысл сказки открывается только тому, кто умеет читать между строк, кто может расшифровать и использовать символический образный ряд сказок, мифов, легенд. Дело в том, что в сказках зашифрованы важнейшие общечеловеческие знания, которые охватывают все жизненные сферы человека: взаимоотношения, способы преодоления проблемных ситуаций, различные жизненные сценарии, духовное развитие человека.
Особенно важны сказки в детском возрасте, так как они являются основой для формирования гармоничной личности ребенка, а также создают основу для приобретения "нравственного иммунитета", который направлен на защиту психики от деструктивного воздействия окружающей среды.Даже просто читая или рассказывая сказки , благодаря их образному метафорическому языку, в подсознании ребенка создается символический "банк жизненных ситуаций" и, чем больше накапливается таких ситуаций, тем более успешным будет ребенок во взрослой жизни.
Сказки – древнейший метод воздействия на душу человека и не случайно этот метод обратил на себя внимание психологов, психотерапевтов.
В наш беспокойный, нестабильный, прогрессивный век каждому заботливому родителю хочется как можно лучше подготовить своего ребенка к важному этапу – школьной жизни. Большое внимание уделяется развитию интеллекта, памяти, внимания, навыкам чтения и счета и совсем упускается из виду эмоциональное развитие ребенка. Но именно от развития эмоций, умения управлять своими чувствами будет зависеть и то, как ребенок будет учиться и то, насколько он будет успешным в дальнейшей жизни. Ведь жизнь – это не только обучение и работа, (хотя и тут без эмоций не обойтись), но самое главное – это взаимоотношения с людьми, то, как человек воспринимает окружающий мир, как чувствует себя в этом мире, насколько этот мир и все, что в нем происходит, имеет позитивную окраску. И тут, конечно, особенно детям нужна психологическая поддержка и помощь, которую успешно оказывают занятия с использованием методов сказкотерапии .
Сказкотерапия с детьми – это комплексные занятия, которые включают в себя работу с эмоциями и чувствами, проживание различных состояний, которые по каким-либо причинам были не прожиты; это и формирование ценностных ориентиров и нравственных аспектов психики; это и развитие творческого потенциала и стабилизация эмоционального состояния.
Но, самое главное, - в связи с тем, что в человеке все взаимосвязано, то гармонизация эмоционального состояния приводит к улучшению физического здоровья ребенка, нередко исчезают симптомы психосоматических заболеваний и как следствие – ребенок реже болеет.
Ребенок приобретает необходимый опыт в самой приемлемой и любимой форме – форме игры. Это создает достаточно сильную мотивацию к преодолению различных трудностей в сказочной ситуации, а затем перенесение этого опыта в реальную жизнь, для решения реальных проблем.
Таким образом, малыш учится быть творцом, создающим свой гармоничный и счастливый мир.