(образовательный тренинг)
Системное обращение к чувственной сфере как к источнику познания будет способствовать повышению эмпатии - эмоциональной отзывчивости ребенка. А <вчувствование> в музыкальные, художественные образы станут хорошим импульсом к сочувствию и сопереживанию как пути к пониманию. Врачи заметили, что люди, у которых беден эмоциональный словарь, часто страдают заболеванием сердца, нервов, сосудов, и т. д. Специалисты доказали, что неумение говорить о своих чувствах - болезнь, и дали ей название АЛЕКСОТИМИЯ (а - отрицание, лексис - лексика, словарь, тимос - настроение).
Общеизвестно, что проявление индивидуальных особенностей личности зависит не только от генетического фундамента и темперамента, но во многом и от уровня эмоционального развития. Поэтому нередко бедный эмоциональный отклик на произведения музыкального или другого вида искусства является показателем недостаточно развитых творческих способностей.
"Слово, - по утверждению К. Станиславского, -
не просто звук, а возбудитель образов".
Слушать: означает видеть то, о чем говорят, а говорить - значит рисовать "зрительные образы". Создание эмоционального словаря, подбор ключевого слова и близких по смыслу, придумывание названия музыкальному произведению, подбор поэтических строчек, сочинение сказок, эссе, истории об услышанном в музыке, а также рисунок- впечатление и оживление - это своеобразная полифония искусства и красоты, которые, сливаясь, образуют полноценную <реку> развития ребенка, наполненную творческим самовыражением.
Рисование доставляет детям особое удовольствие. Чувство цвета, движение, как средство эмоциональной выразительности, позволяет ребенку отразить собственное эмоциональное состояние после прослушивания музыкального произведения. Зрительные образы в рисунках детей часто делают видимыми их желания и проблемы.
Художественный опыт детей постепенно обогащается знанием музыкальных произведений, стихов, направленным фантазированием, поиском словесных и художественно-изобразительных средств. Но главное, что эти занятия развивают чувственное восприятие, то есть умение воспринимать, рассуждать, оценивать.
Предлагаемый способ - один из многочисленных путей к решению задачи: развития художественных способностей ребенка. Путь этот лежит через детские эмоции, мысли, образы, вызванные музыкой и выраженные через слово и движение, через развитие наблюдательности, умение чувствовать и понимать сочетание звуков и красок.
Взаимодействуя с ребенком, постоянно стимулируя его творческую деятельность в различных ее проявлениях, мы повышаем его интерес к познанию. А это основа в развитии самостоятельности мышления и способности к творческой импровизации.
Обращение к чувственной сфере способствует повышению эмпатии (эмоциональной отзывчивости ребенка). Спонтанное творчество с опорой на свободу самовыражения служит не только инструментом психического раскрепощения и развития воспитания чувств, но и способствует формированию навыка уважительного общения.
Опыт показывает, что систематические занятия:
усиливают остроту эмоционально чувствительного восприятия; |
|
развивают умение слушать, фантазировать, изобретать; |
|
закладывают фундамент способности к абстрактному мышлению рациональному познанию; |
|
способствуют развитию индивидуально- личностных свойств и уровня интеллекта; |
|
помогают приобрести свободу выражения своих мыслей, а, в конечном счете, развитию и самореализации личности. |
Этапы работы:
(последовательность может быть изменена по желанию и исходя из интересов ребенка)
подбор ключевого слова определяющего характер музыки; |
|
определение трех подходящих по смыслу слов; |
|
придумать название услышанному музыкальному произведению; |
|
подобрать или придумать стихотворные строчки; |
|
написать сказку, эссе или историю; |
|
нарисовать свои ощущения от музыкального произведения и придумать название картине; |
|
по желанию обыграть сценкой или двигательным способом (танец). |
Движение и танец естественны для детей, используя их в развитии ребенка, вы сможете укрепить эмоциональные контакты, взаимопонимание и доверие. Ниже приведены упражнения, которые вы сможете использовать для развития общительности самовыражения, выхода агрессии и страхов, снять психоэмоциональное напряжения ребенка.
Аудио приложение может быть наполнено любым музыкальным материалом. С опорой на музыкальные картины с богатыми изобразительными ассоциативными возможностями.
Примеры музыкальных произведений:
Циклы: <Детский альбом> Чайковского, <Картинки с выставки> Мусорского, <Карнавал животных> К. Сен-Санса, сюиты Э. Грига из балетов Чайковского. |
|
<Карнавал> Шумана и фортепианные сочинения К. Дебюсси и М. Равеля. |
|
Пьесы для клавесина Ф. Куперена и Ж. Рамо. |
|
Музыка А. Лядова. Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова, С. Прокофьева и др. |
"Подари движение"
Один начинает рисовать в воздухе фигуру, второму нужно ее принять, затем нарисовать свою и отправить ее партнеру. Затем создается следующая фигура. (примеры фигур, которые можно рисовать: круги, прямоугольники, треугольники, квадраты, зигзаги, сферы и т.д)
"Веселая зарядка" (Афонькин С. Ю., для детей с 4 лет).
Идет рассказ, и делаются совместные движения, обыгрывающие этот рассказ. "Что бы машина заработала, надо завести мотор. Спящий человек похож на выключенную машину (дети "спят"). Каждый из нас - хозяин своего тела. Мы можем его "завести" и "выключить". Давай попробуем. Мы - проснувшиеся котята - потянем лапки, выпустим коготки, поднимем мордочки. А сейчас мы - упавшие на спину божьи коровки. Лапки кверху, постараемся перекатиться со спины на лапки. А вот мы - крадущиеся в джунглях тигры. Станем осенним листочками, качающимися на ветру. Полетаем, как оторвавшийся листочек. Вдохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики, попробуем подпрыгнуть и взлететь мягко и плавно. Тянемся вверх, как жирафы. Попрыгаем, как кенгуру, что бы стать такими же ловкими и сильными. А теперь мы - маятники, тяжелые, громоздкие, покачаемся из стороны в сторону. А сейчас мы пилоты, заведем мотор самолета, расправим крылья и полетаем. Изогнемся, как лук индейца, и станем упругими. Какая из ног твоя сегодня больше и выше прыгает? А сколько раз выше прыгает? А сколько раз мы присядем, срывая цветок? Молодцы мы!
"Зеркальный танец" (для детей с 5 лет).
Работа идет в паре. Звучит любая музыка. Один из пары - зеркало, он с наибольшей точностью старается повторить танцевальные движения другого. Затем пары меняются ролями.
"Согласованные действия"
Предлагается показать парные действия: пилка дров; гребля в лодке; перемотка ниток; перетягивание каната; передача хрустального стакана; парный танец и т.д
"Из семени в дерево" (релаксационный этюд)
Ведущий взрослый <садовник> предлагает ребенку превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками). Садовник очень бережно относиться к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти. (Поднимаются). У него раскрываются листочки (руки свешиваются с головы и тянуться к верху), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам - соседям, (улыбается), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей). Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивания руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова), цветок сгибается, клониться к земле и ложиться на нее. Ему грустно. Но вот пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживет.
"Миры"
Представь что ты житель:
моря, леса, пустыни и т.д. Кто ты? Что делаешь? Расскажи это движениями.
Словарь Эмоций, Чувств и Образов
НЕЖНЫЙ | ГРОЗНЫЙ | |
Благодушный
| Беспощадный | |
Радушный |