(812) 985-15-37

Агентство по подбору домашнего персонала
Профи-Центр "Пятый Элемент"

Мы выражаем музыку

"Мы выражаем музыку"
(образовательный тренинг)

Системное обращение к чувственной сфере как к источнику познания будет способствовать повышению эмпатии - эмоциональной отзывчивости ребенка. А <вчувствование> в музыкальные, художественные образы станут хорошим импульсом к сочувствию и сопереживанию как пути к пониманию. Врачи заметили, что люди, у которых беден эмоциональный словарь, часто страдают заболеванием сердца, нервов, сосудов, и т. д. Специалисты доказали, что неумение говорить о своих чувствах - болезнь, и дали ей название АЛЕКСОТИМИЯ (а - отрицание, лексис - лексика, словарь, тимос - настроение).

Общеизвестно, что проявление индивидуальных особенностей личности зависит не только от генетического фундамента и темперамента, но во многом и от уровня эмоционального развития. Поэтому нередко бедный эмоциональный отклик на произведения музыкального или другого вида искусства является показателем недостаточно развитых творческих способностей.

"Слово, - по утверждению К. Станиславского, -
не просто звук, а возбудитель образов".

Слушать: означает видеть то, о чем говорят, а говорить - значит рисовать "зрительные образы". Создание эмоционального словаря, подбор ключевого слова и близких по смыслу, придумывание названия музыкальному произведению, подбор поэтических строчек, сочинение сказок, эссе, истории об услышанном в музыке, а также рисунок- впечатление и оживление - это своеобразная полифония искусства и красоты, которые, сливаясь, образуют полноценную <реку> развития ребенка, наполненную творческим самовыражением.

Рисование доставляет детям особое удовольствие. Чувство цвета, движение, как средство эмоциональной выразительности, позволяет ребенку отразить собственное эмоциональное состояние после прослушивания музыкального произведения. Зрительные образы в рисунках детей часто делают видимыми их желания и проблемы.

Художественный опыт детей постепенно обогащается знанием музыкальных произведений, стихов, направленным фантазированием, поиском словесных и художественно-изобразительных средств. Но главное, что эти занятия развивают чувственное восприятие, то есть умение воспринимать, рассуждать, оценивать.

Предлагаемый способ - один из многочисленных путей к решению задачи: развития художественных способностей ребенка. Путь этот лежит через детские эмоции, мысли, образы, вызванные музыкой и выраженные через слово и движение, через развитие наблюдательности, умение чувствовать и понимать сочетание звуков и красок.

Взаимодействуя с ребенком, постоянно стимулируя его творческую деятельность в различных ее проявлениях, мы повышаем его интерес к познанию. А это основа в развитии самостоятельности мышления и способности к творческой импровизации.

Обращение к чувственной сфере способствует повышению эмпатии (эмоциональной отзывчивости ребенка). Спонтанное творчество с опорой на свободу самовыражения служит не только инструментом психического раскрепощения и развития воспитания чувств, но и способствует формированию навыка уважительного общения.

Опыт показывает, что систематические занятия:

усиливают остроту эмоционально чувствительного восприятия;

развивают умение слушать, фантазировать, изобретать;

закладывают фундамент способности к абстрактному мышлению рациональному познанию;

способствуют развитию индивидуально- личностных свойств и уровня интеллекта;

помогают приобрести свободу выражения своих мыслей, а, в конечном счете, развитию и самореализации личности.

Этапы работы:

(последовательность может быть изменена по желанию и исходя из интересов ребенка)

подбор ключевого слова определяющего характер музыки;

определение трех подходящих по смыслу слов;

придумать название услышанному музыкальному произведению;

подобрать или придумать стихотворные строчки;

написать сказку, эссе или историю;

нарисовать свои ощущения от музыкального произведения и придумать название картине;

по желанию обыграть сценкой или двигательным способом (танец).

Движение и танец естественны для детей, используя их в развитии ребенка, вы сможете укрепить эмоциональные контакты, взаимопонимание и доверие. Ниже приведены упражнения, которые вы сможете использовать для развития общительности самовыражения, выхода агрессии и страхов, снять психоэмоциональное напряжения ребенка.

Аудио приложение может быть наполнено любым музыкальным материалом. С опорой на музыкальные картины с богатыми изобразительными ассоциативными возможностями.

Примеры музыкальных произведений:

Циклы: <Детский альбом> Чайковского, <Картинки с выставки> Мусорского, <Карнавал животных> К. Сен-Санса, сюиты Э. Грига из балетов Чайковского.

<Карнавал> Шумана и фортепианные сочинения К. Дебюсси и М. Равеля.

Пьесы для клавесина Ф. Куперена и Ж. Рамо.

Музыка А. Лядова. Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова, С. Прокофьева и др.

"Подари движение"

Один начинает рисовать в воздухе фигуру, второму нужно ее принять, затем нарисовать свою и отправить ее партнеру. Затем создается следующая фигура. (примеры фигур, которые можно рисовать: круги, прямоугольники, треугольники, квадраты, зигзаги, сферы и т.д)

"Веселая зарядка" (Афонькин С. Ю., для детей с 4 лет).

Идет рассказ, и делаются совместные движения, обыгрывающие этот рассказ. "Что бы машина заработала, надо завести мотор. Спящий человек похож на выключенную машину (дети "спят"). Каждый из нас - хозяин своего тела. Мы можем его "завести" и "выключить". Давай попробуем. Мы - проснувшиеся котята - потянем лапки, выпустим коготки, поднимем мордочки. А сейчас мы - упавшие на спину божьи коровки. Лапки кверху, постараемся перекатиться со спины на лапки. А вот мы - крадущиеся в джунглях тигры. Станем осенним листочками, качающимися на ветру. Полетаем, как оторвавшийся листочек. Вдохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики, попробуем подпрыгнуть и взлететь мягко и плавно. Тянемся вверх, как жирафы. Попрыгаем, как кенгуру, что бы стать такими же ловкими и сильными. А теперь мы - маятники, тяжелые, громоздкие, покачаемся из стороны в сторону. А сейчас мы пилоты, заведем мотор самолета, расправим крылья и полетаем. Изогнемся, как лук индейца, и станем упругими. Какая из ног твоя сегодня больше и выше прыгает? А сколько раз выше прыгает? А сколько раз мы присядем, срывая цветок? Молодцы мы!

"Зеркальный танец" (для детей с 5 лет).

Работа идет в паре. Звучит любая музыка. Один из пары - зеркало, он с наибольшей точностью старается повторить танцевальные движения другого. Затем пары меняются ролями.

"Согласованные действия"

Предлагается показать парные действия: пилка дров; гребля в лодке; перемотка ниток; перетягивание каната; передача хрустального стакана; парный танец и т.д

"Из семени в дерево" (релаксационный этюд)

Ведущий взрослый <садовник> предлагает ребенку превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками). Садовник очень бережно относиться к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти. (Поднимаются). У него раскрываются листочки (руки свешиваются с головы и тянуться к верху), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам - соседям, (улыбается), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей). Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивания руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова), цветок сгибается, клониться к земле и ложиться на нее. Ему грустно. Но вот пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживет.

"Миры"

Представь что ты житель:

моря, леса, пустыни и т.д. Кто ты? Что делаешь? Расскажи это движениями.

Словарь Эмоций, Чувств и Образов

НЕЖНЫЙ
Бархатистый
Бережный

ГРОЗНЫЙ
Агрессивный
Безжалостный

Благодушный
Дружелюбный
Душевный
Заботливый
Задушевный
Ласковый
Миловидный
Мягкий

Беспощадный
Жестокий
Жуткий
Разгневанный
Свирепый
Страшный
Угрожающий
Ужасный

Радушный
Светлый
Сердечный
Теплый
Трогательный
Хрупкий
Чарующий
Чуткий