Астенический синдром
За консультацией к врачу часто обращаются родители, дети которых, не имея интеллектуального дефекта не могут успешно справляться с программой предлагаемой в детском саду или в общеобразовательной школе по причине быстрого истощения, утомления, рассеянного внимания, медленного темпа усвоения материала. У многих из этих детей также наблюдается нарушенное поведение: тревожность, мнительность, эмоциональная лабильность, плаксивость или склонность к аффективным реакциям и т.д., нарушения сна. Симптоматика может быть очень разнообразна. И если подобная картина пролонгирована во времени родители обращаются за помощью к доктору.
Как правило, после обращения к врачу и проведения соответствующих обследований у таких детей диагносцируется астенический синдром (если трудности связаны с проблемами физического здоровья) или цереброастенический синдром (если причина в нарушении процессов развития и функционирования мозга).
Причиной астенического синдрома могут быть любые нарушения здоровья ребенка:
снижение иммунитета с частыми простудными заболеваниями | |
патология со стороны сердца, сосудов, почек, органов желудочно-кишечного тракта, болезни крови | |
эндокринные заболевания | |
патологии связанные с нарушением обмена веществ | |
несбалансированное питание | |
нарушение усвоения пищи (мальабсорбции) | |
хронические инфекции : синуситы, тонзиллиты и т.д. | |
глистные инвазии | |
пре- и постинфекционные состояния ( особенно после детских инфекции : корь, краснуха, ветряная оспа, скарлатина, паротит) | |
Особенно среди причин развития астенического синдрома хочется выделить систематически нарушаемый режим дня и несбалансированное питание |
От того, насколько верно и полно будет выявлена причина, данной многообразной симптоматики будет зависеть эффективность терапии предложенной вашему ребенку.
Терапия любого заболевания начинается -
- Режим
- Диета
При общении с доктором не стесняйтесь (или не забывайте) поинтересоваться, если доктор не сделал акцентов, каковы рекомендации по режиму и по диете. Особенно это касается детей с хронической патологией. Понятие режим включает в себя рекомендации по двигательной активности, оптимизации режима сна и бодрствования (прогулки, чередование умственных и физических нагрузок). Например при острых заболеваниях, освобождение от посещения организованных детских коллективов, как правило, не предусматривает суточный просмотр мультфильмов дошкольниками и младшими школьниками и бесконечными компьютерными развлечениями подростков в период болезни и не только.
Режим и диета во многом определяют образ жизни и от того насколько они правильно выбраны, зависит не только исход заболевания, но и его возникновение. И формирование стереотипа здорового образа жизни нашими детьми зависит целиком от нас, их родителей.
Таким образом, множество причин возникновения, многообразие клинических проявлений, особенности диагностики и терапии астенических проявления естественно требуют консультации, а в некоторых случаях и систематического наблюдения врача-педиатра, а в случаях цереброастенического синдрома – невролога.
Петрова Ирина Викторовна – детский невролог