Создавать что-то собственными руками - дело, которое никогда не может наскучить. На досуге этим занимались и великие ученые, и писатели. Так, Дмитрий Иванович менделеев, будучи страстным коллекционером чемоданов, нередко мастерил их сам. А Лев Николаевич Толстой увлекался оригами (правда, самого слова "оригами" он не знал: оно тогда еще не вошло в обиход) и считал, что складывание из бумаги петушка, размахивающего крыльями, "есть настоящее искусство". В старину всякому мастерству дети учились обычно в семье. Традиции ремесел передавались из поколения в поколение. Большое начинается с малого. Очень важно, начиная с самого юного возраста, прививать малышам тягу к творчеству, к изобразительная деятельности, которая имеет в жизни ребенка огромное значение. Занятия способствуют развитию мелкой моторики рук, чувства цвета, эмоциональной отзывчивости, воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умения доводить работу до конца; воспитанию чувства прекрасного, формированию изобразительных умений и навыков. К изо деятельности мы можем отнести лепку из пластилина или глины, аппликацию с использованием различных материалов, рисование цветными карандашами, красками, мелками и т.д.,а также конструирование из бумаги, картона, подручного материала.
Обычно занятия с малышами (независимо от возраста) в течение недели планируют в такой последовательности:
-лепка
-аппликация
-рисование (2)
-конструирование(из бумаги, картона, кубиков, «Лего» и т.д.).
Начинают именно с лепки для того ,чтобы дети как следует познакомились со всеми составными частями предмета. Затем данный предмет проходит по всем видам занятий. Например, Лепка, аппликация, рисование-«Медвежонок», конструирование-«Домик для медвежонка». Таким образом, в течение месяца, помимо прочих развивающих занятий, 20 занятий будет посвящено изобразительной деятельности. Продолжительность занятий варьируется в зависимости от возраста:1,6-2года-15 минут,3-4 года-20-25 минут, 5-6 лет-25-30 минут. Обязательно в конце занятия необходимо похвалить ребенка, спросить, чем мы сегодня занимались, еще раз рассмотреть свою работу. Затем детская работа помещается на «Выставку», на всеобщее обозрение. Для занятия изобразительной деятельностью необходимо оборудовать уголок для малыша. Краски, кисточки, пластилин, альбом, ножницы лучше всего хранить в определенном месте и доставать по мере необходимости, чтобы у ребенка всегда присутствовал элемент новизны. Кроме того, для каждого занятия готовится образец, чтобы ребенок уже заранее знал, что получится в результате его титанических усилий. Во время занятия обязательно надо соблюдать технику безопасности при работе с ножницами, шилом и даже пластилином. Правила эти очень простые: не класть инструменты на край стола, следить за лезвиями ножниц во время резания бумаги, чтобы не поранить пальцы, передавать ножницы соседу только кольцами вперед ,после работы с пластилином и клеем обязательно вымыть руки с мылом.
Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только
удовольствие. В этих играх он познакомится с цветом, свойствами красок и предметов, у него разовьётся художественный вкус и пространственное воображение, фантазия и трудолюбие. А ещё проникнется уважением к родителям, которые умеют делать такие вещи! Теперь поговорим подробней о конкретных занятиях с детьми. Начнем с аппликации.
Аппликация - это вырезание и наклеивание различных фигур, узоров или целых картин из бумаги, картона, ткани и других материалов. Основа-фон для аппликации подбирается в зависимости от фактуры и цвета используемых материалов. Чаще всего применяется цветной картон или плотная бумага (белая или цветная). Размер основы зависит от масштаба и темы аппликации.
На занятиях аппликацией в качестве основного материала используется бумага.
В жизнь малыша этот материал входит очень рано. Маленький ребенок учится захватывать бумагу в кулачок, мнет ее, рвет и бросает. Ребенок постарше рассматривает книжки с картинками, рисует, играет бумажными игрушками. Общение с бумагой незаметно влияет и на общее развитие ребенка: укрепляются его пальчики; обогащаются сенсорные впечатления - на уровне ощущений он познает фактуру, плотность, цвет бумаги. У малыша появляются интерес к аппликации. Традиционно считается, что аппликация - кропотливое и сложное занятие для умелых и аккуратных детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Это распространенное заблуждение лишает малышей новых возможностей творчества, получения новых знаний, обучения новым навыкам. Дети1,6-2 лет с не меньшим удовольствием наклеивают вырезанные детали, учатся правильно держать ножницы и выбирать бумагу заданного цвета. Большое внимание в аппликации уделяется композиции. Композиция – это правильное распределение всех деталей на листе. Композиции бывают разные. На занятиях с детьми используются некоторые из них. Вертикальны е- детали тянутся вверх, вытянутость деталей вверх придает работе определенное величие.(«Цветы в вазе»). Горизонтальные - детали, расположенные на одной линии ,вызывают при рассмотрении покой и умиротворение («Березовая аллея»). Существуют и диагональные композиции - в этом случае детали располагают по диагонали, движение передается по диагонали.(«Летящий самолет»). Для того, чтобы работа получилась удачной, необходимо соблюдать нехитрые правила: -должно быть равновесие (когда все детали сбалансированы между собой). Для равновесия детали располагают в круге, квадрате, прямоугольнике и овале. -огромное значение в аппликации имеет цвет, выбранный для деталей. Вообще, в работе желательно использовать бумагу чистых ,ярких цветов -только радость и никакой грусти.
Рекомендуемые цвета для работы вам хорошо знакомы. Это- красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый , коричневый.
Бумагу при работе над аппликацией можно размечать на глаз,по шаблону, с помощью линейки и карандаша, циркуля. Очень интересно выполнять с детьми «рваную» аппликацию («Снеговик», «Цыпленок») .При этом способе бумага аккуратно обрывается руками по воображаемому кругу, за счет чего появляется «пушистость» объекта. Для самых маленьких все детали в аппликации заготавливаются заранее, старшие дети выполняют их сами под присмотром взрослых.
Познакомимся с различными способами вырезывания из бумаги.
1.Симметричное вырезывание. Для работы берем заготовку квадратной или прямоугольной формы, в зависимости от желаемого результата. Затем бумагу складываем пополам, хорошо проглаживаем линию сгиба. Возле сгиба карандашом рисуем половинку готового предмета - половину гриба, яблока, груши и т.д., развернув заготовку, получаем целое изображение.
2.Вырезывание из бумаги, сложенной гармошкой. В этом случае надо быть особенно внимательными, чтобы избежать разочарования и детских слез. Бумага складывается гармошкой, и возле каждой линии сгиба наносится половинка рисунка, причем он может быть разным, например, елочка и снеговик разной высоты, матрешки(«Хоровод елочек», «Веселые матрешки»). При развертывании получается очень интересная заготовка, все детали которой необходимо тщательно промазать клеем и постепенно приклеивать на лист – основу. Для основы можно разрезать обыкновенный альбомный лист пополам, или использовать разноцветный картон («Вечерний город», «В зимнем лесу»).
3.Вырезывание из бумаги, сложенной уголком. Таким способом вырезают на Новый год снежинки из салфеток, лепестки для цветов. Квадрат складываем пополам, еще раз пополам ,а затем или на сгибах (снежинки) или в середине полученного уголка рисуем лепесток, аккуратно вырезаем, не касаясь серединки и получаем готовый цветок с 6-7 лепестками. Для приклеивания деталей к картону- основе используем ПВА- клей , или работаем силикатным клеем. Картон можно использовать для изготовления коробочек, различных подвижных игрушек. Для того, чтобы картон не рвался по линии сгиба, сначала проводим наметку карандашом, затем, очень аккуратно, концом ножниц , как - бы надрезаем ,и затем сгибаем ,от середины к краям. Очень важный момент - бумагу в аппликации проглаживаем специальной гладилкой или кольцами ножниц - всегда!- от середины к краям, чтобы не получилось перекоса! Напоминаю, что перед глазами ребенка всегда должен быть готовый образец, на который можно равняться. Необходимо соблюдать технику безопасности: следить , чтобы клей не попал в рот ребенка, после занятия обязательно вымыть руки теплой водой с мылом несколько раз. Работу начинаем с центра, приклеиваем необходимые детали, затем оформляем задний план, и уже потом - левый и правый край листа. Излишки клея сразу же аккуратно убираем тряпочкой, попутно еще раз тщательно проглаживаем всю работу. Важный момент - на обратной стороне листа пишем дату, тему занятия .Все работы собираем в папочку и в конце учебного года организуем выставку для родителей.
Занятия детей 2-3лет и 5-6 лет отличаются объемом работы ( один гриб- корзинка с грибами, техникой выполнения (малыши - приклеивают готовые детали, старшие- вырезают сами),разными способами вырезывания (малыши -рваная аппликация, старшие- гармошка «Хоровод»). Как выбрать тему занятия? Мы отталкиваемся от времени года( изображаем овощи, фрукты, грибы), звери-герои сказок(рваная аппликация), различные праздники –Новый год, 8 Марта),украшаем одежду, предметы быта и так далее. Самые хорошие работы получаются у детей 5-7 лет, очень красивые и объемные.
Предлагаем примерные темы занятий . «Осенний хоровод», «Разноцветный ковер», «Осенние листья в вазе», «Овощи и фрукты», «Сбор урожая»,«Дары осени», «Грибок», «Мухоморы», «Подарки лесовичка », «Медвежонок»(рваная аппликация), «Зайчик» (рваная аппликация), «Разноцветные астры», «Хоровод елочек», «Веселые матрешки», «Вечерний город», «Летящий самолет».