(812) 985-15-37

Агентство по подбору домашнего персонала
Профи-Центр "Пятый Элемент"

Поддержка арт-терапевта

Профи-Центр "Пятый Элемент" педоставляет возможность няням и гувернерам повысить уровень своих профессиональных знаний и познакомиться с возможностями арт-терапии в работе с детьми.

Знание, доступное всем…

Арт-терапия, как средство решения психологических проблем стала актуальной во многих сферах жизни . Арт-терапевтические техники используются в психологической практике, медицине, педагогике. Возможности данного метода в компенсации проблем и самораскрытии своего потенциала дают человеку пути для реализации, избегая возможных травмирующих факторов. В арт-терапии решение важных для человека задач происходит не через беседу, а через действие. Именно самовыражение является основополагающим в занятии с детьми и взрослыми. Самовыражение представляет собой потребность выражать в индивидуальной манере мысли и чувства. Оно проявляется, как стремление использовать зрительные или слуховые символы, чтобы сделать существующую проблему осязаемой, реальной и таким образом подготовленной к разрешению.

Арт-терапевтические методы становятся особенно ценными в работе с маленькими детьми, которые еще не имеют возможности на полноценное вербальное общение, абсолютное раскрытие волнующей проблемы в беседе со взрослыми. В настоящее время методы арт-терапии применяются с детьми разных возрастов, имеющими различные эмоциональные и поведенческие нарушения, а также нарушения физического развития и страдающими соматическими заболеваниями.

Э. Крамер подчеркивала, что изобразительная деятельность сама по себе может являться мощным терапевтическим фактором в работе с детьми, и что такая деятельность включает самые разные способы обращения с художественными материалами, в том числе, не приводящие к созданию сколь-либо оформленной продукции. В одних случаях работа с изобразительными материалами позволяет получить седативные эффекты и снимать эмоциональное напряжение. В других – отреагировать травматичный опыт и достичь над ним контроля.

Перенос ребенком своих чувств на изобразительные материалы и образы также делает арт-терапевтический процесс более психологически и физически безопасным для ребенка и специалиста, и предоставляет дополнительные возможности для рефлексии опыта с опорой на метафоры и средства символического выражения переживаний. Откликаясь на символические обозначения, а не только на объекты реального мира, принимая, например, каракули за некий образ, ребенок становится готовым интерпретировать иные символические образы и видеть имеющиеся между ними смысловые связ. В арт-терапии используются элементарные художественные средства, не требуется специальных художественных способностей. В арт-терапевтической деятельности центральным элементом является эмоциональная заряженность образов и включение механизма разрешения проблем на визуальном уровне. Изобразительная работа может выступать в качестве вместилища опасных для клиента переживаний, на которые можно воздействовать и достигать над ними определенного контроля.

Во время арт-терапевтических сессий специалист создает условия доверия и безопасности, организует занятие, развивает моторные и познавательные навыки, дает возможность испытать успех от творческой деятельности.

Очень ценным при работе с детьми с различными поведенческими и эмоциональными нарушениями является то, что в отношениях со специалистом ребенок может установить оптимальную для себя дистанцию, поскольку художественные материалы и образы являются своеобразными «посредниками» в его контакте с окружающими. В значительной мере терапевтические эффекты детского изобразительного творчества связаны с тем, что в процессе занятий ребенка рисованием происходит организация и развитие его психической деятельности.

Основой формой познавательной деятельности для ребенка дошкольного возраста является чувственное познание. Продуктивная деятельность ребенка фактически возникает в возрасте трех – четырех лет, а в дальнейшем лишь продолжает свое развитие. Для этого необходима база достаточно высокого сенсорного развития. Сенсорный опыт также развивается в процессе разных видов деятельности, в том числе, таких из них, как манипуляции с предметами, игровая, изобразительная, конструктивная, музыкальная и др.). Взрослому нужно стимулировать анализаторы ребенка, а потому интеграция различных видов деятельности и форм творческого самовыражения в процессе занятий арт-терапией, включая изобразительное творчество, восприятие музыки и игру на музыкальных инструментах, движение и танец, является оправданной, даже с учетом того, что арт-терапия всецело или в основном основана на изобразительной деятельности.

В возрасте примерно 3-4 лет у ребенка формируется способность к символизации. С точки зрения зарубежных концепций психического развития считается, что простейшая символическая экспрессия, тесно связанная с изобразительным творчеством, готовит ребенка к восприятию более сложных символических систем, и что в ходе арт-терапии он постепенно накапливает опыт символической экспрессии.

Различные искусства и формы творческого самовыражения, применяемые в ходе арт-терапии с детьми:

  • Элементы пассивной и активной музыкотерапии
  • Рисование
  • Работа с пластическим материалом
  • Работа с природным материалом
  • Элементы песочной терапии
  • Элементы повествовательной терапии (сказкотерапии) и игровой терапии
  • Использование фотографии

При правильно подобранных упражнениях, основанных на творчестве и самореализации, возможно достижение трех целей: первая - диагностика психологической проблемы; вторая - компенсация психологических травм; третья - развитие высших психических процессов. Это особенно важно в работе с маленькими детьми.

Арт-терапевтические занятия с детьми раннего, младшего и среднего дошкольного возраста имеют ряд особенностей как в плане используемых художественных средств и техник, так и в плане взаимодействия специалиста с ребенком. Поэтому, человеку, который обращается к арт-терапевтической практике, необходимы знания и навыки, способные повысить уровень его профессионального взаимодействия с ребенком.

Профи-Центр "Пятый Элемент" предоставляет возможность няням и гувернерам повысить уровень своих профессиональных знаний и познакомиться с возможностями арт-терапии в работе с детьми.

Проводятся тематические семинары-тренинги для нянь и гувернеров

  • Арт-терапевтическое сопровождение детей раннего, младшего и среднего дошкольного возраста
  • "Возможности арт-терапии в раскрытии резервных возможностей психики в работе со страхами"
  • "Арт-терапия, как метод реабилитации пострадавших от насилия"
  • "Фотография, как объект познания"

Надо сказать, няня или гувернер, обращающийся к арт-терапии, повышает не только свой профессиональный уровень, но и способствует своему личностному росту, раскрывает в себе творческий потенциал, находит путь разрешения внутриличностных конфликтов, за счет перевода внутреннего напряжения в визуальный осязаемый образ.

Семинары-тренинги проводит педагог первой категории, практикующий арт-терапевт, член Санкт-Петербургской ассоциации арт-терапевтов,Сучкова Наталья Олеговна.

Задать вопрос
Записаться в группу